Ассоциация женщин-лидеров бизнеса «Комитет 20»
Год основания — 2002
rus | eng

2-ой Форум «Женское лидерство без границ»

ГлавнаяНовости2-ой Форум «Женское лидерство без границ»

23 апреля в отеле Марриотт Аврора при поддержке НП «Комитет 20» состоялся 2-й Форум сообщества «Лидерство без границ. Сообщество объединяет женщин-руководителей, и объявляет своей целью создание «критической массы» женщин на высших постах управления компаниями.

Открыла Форум Елена Федяшина, исполнительный директор организации «Комитет 20», координатор Сообщества «Лидерство  без границ». Елена рассказала о том, какие направления работы являются для сообщества основными и какие мероприятия были реализованы с момента  проведения первого Форума.

Среди задач Сообщества «Лидерство без границ»:

  • Создание внутренней мотивации женщин для карьерного роста, преодоление внутренних барьеров, внутреннего «стеклянного потолка»
  • Популяризация философии женского лидерства и лучших практик по продвижению женщин на лидерские позиции
  • Развитие женского (лидерского) потенциала при помощи программ, направленных на  профессиональное развитие и рост (менторинг, коучинг, информационный обмен, ролевое моделирование), обмен лучшими практиками, проведение исследований по тематике женского лидерства

Именно этим темам и были посвящены основные доклады Форума.

«До недавнего времени женские движения в России воспринимались как движения «жалующихся» женщин. Мы же никому не «жалуемся», а создаем профессиональное сообщество, Мы строим площадку, на которой можно объединять ресурсы и стартовать с серьезными инициативами, - сказала в своем выступлении Председатель Сообщества Анна Белова, Президент Комитета 20, член правления и заместитель генерального директора компании СУЭК. Например, много говорится о некоем «стеклянном потолке», который не дает женщинам возможности эффективно развиваться и верить в успех. Поэтому у нас появились идеи о программах менторинга и коучинга».

В том, что такие программы нужны бизнесу, сомнений нет. «Последний обзор McKinsey объективно показал, что в тех компаниях, где в совете директоров женщин больше 30%, эффективность управления выше, а уровень рисков гораздо ниже» - напомнила Анна Белова. «Это закономерно - женщины дают профессиональный взгляд немного с другого ракурса».

Об актуальности тематики Форума и высоком уровне его проведения свидетельствовало присутствие на мероприятии представителей Государственной Думы РФ. С приветственным словом к участникам Форума обратились Алла Кузьмина, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных организаций и религиозных объединений, и Татьяна Москалькова, заместитель председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками.

«Мне очень приятно, что появилась еще одна общественная организация, которая занимается очень актуальной на сегодняшний день не только у нас в стране, но и в мире, проблемой женского лидерства» – заявила Алла Кузьмина. «Совсем недавно был принят закон о социально ориентированных некоммерческих организациях. Я думаю, что ваша организация и является той социально ориентированной, направленной на становление и позиционирование новой культуры в обществе – на восприятие женщины как лидера, восприятие женского потенциала как той силы, которая движет общественным развитием».

Эмоциональное выступление Татьяны Москальковой не оставило никого равнодушным. «Мы не претендуем на равенство с мужчиной. Более того, я против «равенства» с мужчиной - нам надо больше. Если мы с вами пришли в бизнес, дайте нам зарплату такую же, а времени рабочего меньше! Ведь общество сегодня требует от женщины гораздо большего. А мы и в самом деле даем обществу очень много, мы развиваем весь средний и малый бизнес. Ведь 90% руководителей среднего и малого бизнеса – это женщины, именно они двигают нашу экономику»,  - заявила Татьяна.

Наталья Мильчакова, которая в 1995 году стала  первой женщиной-партнером компании PricewaterhouseCoopers в России, представила участникам Форума исследование, проведенное PwC совмеcтно с «Аcсоциацией менеджеров России» - «Карьерные возможности женщин в сфере бизнеса».

Результаты опроса свидетельствуют, что компании доверяют женщинам самое дорогое – финансы и людей. Доля женщин на позициях главного бухгалтера, директора по персоналу, финансового директора за последние три года только увеличивается. В настоящий момент женщин среди главных бухгалтеров – более 90%, среди директоров по персоналу – 70%, и среди финансовых директоров около 50%. Однако доля женщин на позициях генеральных директоров не увеличивается и составляет сегодня менее 10%.

По результатам опроса оказалось, что ответ на лояльность женщины получают более медленный карьерный рост. «Женщины, как правило, более лояльны к компании. Мы больше работаем, больше терпим, не летаем с места на место. Но, пользуясь нашей лояльностью, нас часто и держат дольше на тех же самых позициях», - прокомментировала Наталья данные представленного исследования.

Продолжил Форум доклад Ольги Молиной, HR-директора компании Ernst&Yong и координатора рабочей группы «Лучшие практики». «Перед проведением форума мы сделали небольшой блиц-опрос среди компаний, которые фигурировали в списке приглашенных на этот форум», – рассказала Ольга. Как оказалось, в российских компаниях - хотя в опросе участвовали далеко не последние игроки в своих индустриях - с практиками по развитию женского лидерства не все хорошо. В 38% компаний есть активное развитие женского лидерства, в 25% предпринимаются единичные шаги. Но более чем в трети опрошенных компаний только начинают рассматривать эту тему или вообще не задумываются о развитии женского лидерства.

Ольга Молина обратила внимание на то, что в крупных международных организациях, напротив, подобные корпоративные практики развиты достаточно серьезно. «Как правило, в международных компаниях существуют формальные и неформальные сообщества, есть программы менторинга, поддержки, наставничества для женщин. Поэтому в рамках деятельности своей группы мы будем активно привлекать опыт наших зарубежных коллег», - рассказала Ольга о планах Сообщества.

Однако среди российских компаний есть достойные примеры для подражания. В компании ФБК, которую представила на Форуме Ирина Сухова, вице-президент по корпоративному развитию, созданы все условия для развития карьеры женщин. Среди руководителей в московском офисе ФБК более половины (56%) -  женщины. «У нас можно развиваться в роли менеджера и в качестве специалиста, устраивать личную жизнь, быть в семье, и в то же время оставаться в профессии уважаемым человеком, -  рассказала Ирина о практике, сложившейся в компании. - По крайней мере, мы стараемся поддерживать своих сотрудниц. Если нужно организовать какую-то помощь, машину послать лишний раз, - пожалуйста. Благо, в силу масштабов компании мы еше можем такие вопросы решать в «ручном режиме», когда это возможно. А что мы ценим как компания? Конечно, повышение лояльности». Такое отношение – часть сильной корпоративной культуры ФБК, основанной на взаимном уважении сотрудников: «Когда на позицию асисстента приходит молодая девушка 25 лет, она сразу видит, что может здесь оставаться долгие годы и при этом все успеть - защитить диссертацию, родить детей, выйти замуж и при этом развиваться как профессионал».

Екатерина Александрова, директор по развитию бизнеса и коммерческой кооперации Coca-Cola Company, поделилась информацией о развитии женского лидерства в Coca-Cola.

«Сегодня женщины фактически меняют ситуацию на глобальном рынке труда, к тому же, играют все большую роль как потребители и как покупатели. И если компания заинтересована в предложении товаров или услуг, она не может игнорировать женщин. Компания Coca-Cola считает, что женщины критичны для нашего успеха - как покупатели и представители наших клиентов, и, безусловно, как сотрудники»,  - сказала Екатерина.

Какова ситуация в самой компании Coca-Cola? 19% руководителей сегодня - женщины. Их них 85% – на позициях ниже генеральных директоров. «Это те же главные бухгалтера, руководители подразделений маркетинга. – отметила Екатерина. - Однако вне США этот процент ниже. Всего 16% руководителей - это женщины. Очевидно, нам есть еще над чем работать».

В компании Coca-Cola создан Global Women’s Leadership Council, и именно его разработки направляются в другие страны и регионы. Ключевыми для компании Coca-Cola в рамках темы женского лидерства являются три основные стратегии. Первое направление – выявление женщин-лидеров, сотрудниц, у которых есть потенциал, хорошие результаты и желание продвигаться. Второй важный элемент – создание поддерживающей культуры в организации. И третий фактор - вовлечение всей организации.

По словам Екатерины, для того, чтобы поддержать идею продвижения женщины, важно пересмотреть существующие в компании политики. При реализации любых программ обучения и развития необходимо убедиться в том, что женщинам предоставлено достойное место. «Если не уделить особенного внимания, - предупредила Екатерина, - мужчин в данных проектах окажется больше. По ряду причин - женщины будут более занятыми, или, как часто бывает, продемонстрируют более ответственный подход. Таким образом, может возникнуть некий перекос, который не будет соответствовать стратегии компании».

Особое внимание на Форуме было уделено теме менторинга как эффективного инструмента развития лидерского потенциала женщин. Елена Федяшина, координатор Сообщества и руководитель программы Менторинг, процитировала в своем выступлении слова Опры Уинфри. «Ментор – это тот человек, который помогает увидеть надежду внутри вас». «У каждого из нас наступает какой-то момент, когда мы думаем: «Боже мой, если бы кто-то рассказал мне об этом раньше…», - продолжила Елена. - Просто рассказал про себя, и мы бы поняли: «Надо же, я сейчас иду тем же путем и могу сделать эту же ошибку. Так зачем наступать на те же грабли? Можно пойти дальше».

Елена пояснила собравшимся различия в понимании менторинга и коучинга: «Ментор – более опытный, более профессиональный человек, который делится своим опытом, своими знаниями, и тем самым помогает другому человеку развиваться. Он рассказывает о своем личном опыте, об истории успехов и неудач. Он не предлагает готовых рецептов. Протеже сам решает, что из рассказанного он может применить на своем опыте, а что – лишь принять к сведению. Важно, что полезность этой программы для своего личного и профессионального роста отмечают не только «подопечные», но и сами менторы. Коуч – это специалист, который умеет «вытянуть» из другого человека - своего обучаемого, протеже, - его резервные возможности».

Все более популярными в деловом мире сейчас становятся программы менторинга, в которых встречаются люди, работающие в разных компаниях. В докладе были приведены интересные цифры, доказывающие эффективность таких программ. И в рамках сообщества «Лидерство без границ» создается именно такая межотраслевая, межкорпоративная площадка. Главная цель программы «Менторинг» - предоставление участникам сообщества возможность найти менторов среди наиболее успешных женщин-руководителей, среди президентов и директоров компаний. 

«Мы говорим не только об обмене корпоративными практиками, мы открываем нашу площадку для индивидуальной поддержки и приглашаем присоединиться к сообществу тех, кто хочет стать либо протеже, либо ментором в рамках нашей программы», - обратилась к собравшимся Маргарита Кошман, младший партнер H&S и координатор Сообщества по программе «Менторинг».

Завершил Форум доклад Светланы Коршуновой, руководителя проектов Monitor Group.  «Исследования показывают, что женщинам все-таки сложнее в бизнесе, - отметила в своем докладе Светлана. - Если мужчина идет и за эмоциональной поддержкой, и за советом по продвижению в карьере к одним и тем же коллегам, то женщинам приходится сложнее. Потому что за эмоциональной поддержкой, они обычно идут к коллегам-женщинам, а за советом по карьере - к коллегам-мужчинам». По словам Светланы, сообщество «Лидерство без границ» - и есть та площадка, которая объединит эмоциональную поддержку и советы о том, как развивать свою карьеру.

«Компания - маленькая модель большого мира, - сказала в заключение координатор Сообщества Елена Федяшина. - Если мы посмотрим на крупные российские компании, безусловно, вопрос продвижения женщин пока не является обязательным элементом корпоративной культуры. Мы хотим эту практику изменить!».

Во 2-м Форуме сообщества «Лидерство без границ» приняли участие более 60 делегатов, среди них - представители компаний 45 компаний.

 

Справка

"Лидерство без Границ" - новое сообщество для профессионально состоявшихся женщин, стремящихся максимально реализовать свой лидерский потенциал (в том числе, ориентированных на руководящие роли в бизнесе). Отличие этой инициативы от «очередного мероприятия для женщин» – в ее активном фокусе, и нацеленности на долгосрочный результат в рамках общества.

Цель Сообщества - создание такой «критической массы» женщин на лидерских позициях, когда феномен женского лидерства перестанет быть темой «проблематики пола», а станет нормальным вариантом развития карьеры и фактором успешного развития общества.

Миссия Сообщества - создание условий для свободного и эффективного развития  и применения женского лидерского потенциала

Генеральным партнером Сообщества ЛБГ является «Комитет 20» - некоммерческое партнерство, объединяющее наиболее успешных женщин-лидеров современного российского бизнеса, занимающих ключевые позиции в руководстве ведущих компаний


Смотреть фотоотчет