Ассоциация женщин-лидеров бизнеса «Комитет 20»
Год основания — 2002
rus | eng

Гендерные стереотипы и лидерство

Стереотипы относительно женщин-управленцев – один из факторов, значительно замедляющих их карьерное продвижение. Миф о том, что удел женщины – кухня, ее единственная униформа – фартук, а орудие труда – скалка, широко распространен в бизнес-среде. Хотя женщины-руководители давно не редкость, к ним как к лидерам относятся с недоверием. В то же время от мужчин общество непременно ожидает социального успеха, высокой должности и большого дохода.

Мужчина-лидер

Стереотипы, связанные с гендерной ролью и социальными ожиданиями в отношении мужчин и женщин, играют огромную роль в мотивации построения карьеры. Мужчина обязательно должен быть руководителем, добытчиком, лидером. Именно это позволяет ему почувствовать себя «полноценным мужчиной». Если мужчина к определенному возрасту не стал руководителем, то он может восприниматься как неудачник, и его успешность в семье не компенсирует отсутствие достижений в карьере:

«Когда человек хочет получить руководящую роль, я ему говорю: мы с тобой оба знаем, что это не твое, зачем тебе это? А он отвечает: «Мне уже 35 лет, все вокруг меня уже руководители. Вроде как положено» У женщины не будет этого комплекса неполноценности, если она в 35 лет  – всего лишь ведущий специалист» (женщина, генеральный директор российского подразделения крупной международной корпорации, производство).

Социальные ожидания от женщины не настолько высоки: она может и работать, и не работать, но единственный « пункт», который она должна выполнить – это стать успешной женой и матерью. В том случае, если эта «высота» взята, то вопрос карьеры остается на усмотрение женщины. И то, что женщина воспринимает как «запасной вариант» и «вполне достойный выбор», мужчины считают возможным «путем к отступлению» и своеобразным «бегством».

«У женщины гораздо больше запасных вариантов, чем у мужчины. В этом ее конкурентное преимущество. В какой-то момент она просто может сказать: «Так! Все надоело! Просто буду мамой». Общество расценивает подобный выбор как вполне достойный. А если мужчина остается без высокооплачиваемой масштабной работы, это его разрушает как личность» (женщина, заместитель генерального директора, крупная российская энергетическая компания).

Миф о домохозяйке

Представления о роли женщины и мужчины в бизнесе и распределении ролей в обществе влияют на принятие решений о назначениях не в меньшей степени, чем внутренняя неуверенность женщин в собственном лидерском потенциале. Давление стереотипов женщины-лидеры ощущают каждый день, взаимодействуя с коллегами, подчиненными и партнерами. Участники глубинных интервью в полной мере продемонстрировали наличие этих стереотипов. Женщины вспоминали о том, как их воспринимали руководители-мужчины, а мужчины-респонденты смело озвучивали самые распространенные из гендерных стереотипов.

«Один из моих руководителей сказал: я всю жизнь был глубоко убежден, что есть только две формы одежды, уместные для женщин: ночная рубашка и кухонный фартук. Ты, говорит, впервые заставила меня задуматься, что может быть, где-то я был не прав. Это был комплимент в его устах» (женщина, заместитель генерального директора, крупная российская энергетическая компания).
«Я пережила, наверное, уже пять руководителей, у которых была заместителем. И каждый приходящий с ужасом думал: «Боже мой, да что тут у меня за заместитель, какая-то женщина, такого же просто не может быть!» Сейчас со всеми, кто ушел, у меня  отличные отношения. Уходя, один из них сказал: «Я пересмотрел свой взгляд на жизнь. Я  всегда считал, что женщина - это кухня, дети, все остальное. Видимо я в чем-то ошибался. Наверное, они могут и то, и другое хорошо совмещать». (женщина, заместитель директора по производственным операциям, крупная российская энергетическая компания).

Количественный этап исследования подтвердил, что опрошенные руководители разделяют часть стереотипов в отношении женщины-руководителя, существующих в российском обществе.

Наиболее распространенные гендерные стереотипы, с которыми согласны респонденты:

  • несовместимость для женщины карьеры в бизнесе и полноценной семейной жизни (45%);
  • потеря женственности на пути к успеху в бизнесе (36%);
  • мужчина-начальник – явление естественное, а женщина-руководитель – скорее исключение из правил (31%).

Менее 20% опрошенных разделяют расхожие стереотипы о женском лидерстве:

  • женщина занимает недостаточно жесткую позицию при руководстве (13%);
  • женщина может быть успешна только в традиционных для нее сферах (15%);
  • женщина не готова идти на риск при принятии решений (18%).

Мужчины по сравнению с женщинами, топ-менеджеры по сравнению с менеджерами второго звена и опрошенные в регионах по сравнению с москвичами выражают большую степень согласия с данными гендерными стереотипами. При этом руководители из иностранных компаний и крупного бизнеса реже соглашаются с этими распространенными представлениями, чем респонденты из российских компаний и компаний со штатом до 200 человек.

Гендерные стереотипы – явление, которое, безусловно, требует дальнейшего детального изучения. Степень их влияния на решения, которые принимают мужчины и женщины, стремясь сделать карьеру или отказываясь от таких устремлений, трудно переоценить. Методы преодоления внешних и внутренних установок, формируемых под воздействием традиционных представлений, мы рассмотрим позднее.

Оставить комментарий