Ассоциация женщин-лидеров бизнеса «Комитет 20»
Год основания — 2002
rus | eng

Вступление

Данное  исследование продолжает деятельность «Комитета 20» по определению наиболее интересных и острых проблем, связанных  с вопросами представительства женщин на разных уровнях управления, карьерного роста и возможностями реализации их лидерского потенциала.

Однако мы сформулировали задачу этого исследования более широко: нас интересовали вопросы становления лидеров (и мужчин, и женщин), мотивов, лежащих в основе их продвижения по карьерной лестнице, препятствий и стимулов, встречающихся на пути к вершинам власти.  Нам хотелось проверить, как влияют стереотипы (в частности, гендерные) на построение отношений и приоритетов в мире бизнеса. Многие из гипотез, выдвинутых в начале нашей работы, нашли полное подтверждение, некоторые – были частично или полностью опровергнуты. В ходе опросов в Москве и регионах России (свыше 140 респондентов) и глубинных интервью, проведенных с руководителями самого высокого ранга, мы получили исключительно интересный материал. В данном отчете приведена лишь часть мнений, высказанных в ходе интервью, мы позволили себе сохранить цитаты практически без изменений. Можно соглашаться с высказанными точками зрения или спорить. Но, безусловно, мнения людей, добившихся больших высот в бизнесе, их бесценный опыт заслуживают особого внимания и анализа.

Ряд вопросов посвящен  проблемам карьерного роста женщин, стереотипам и барьерам, с которыми они сталкиваются в своей профессиональной жизни. Почему это так важно именно в настоящий период?

Во всем мире сейчас наблюдается тенденция к увеличению числа женщин на высших руководящих постах. Мы знаем выдающихся женщин-президентов и глав правительств, руководителей национальных бизнес-корпораций.

С точки зрения корпоративного управления далеко впереди других стран оказалась Норвегия, где на законодательном уровне с помощью введения квот было закреплено обязательное участие женщин в советах директоров компаний (44 %). Инициативу активно поддержали Испания и Франция, где также значительно возросла гендерная сбалансированность  руководящих команд, а кабинет министров Испании почти наполовину состоит из женщин.

Что это – модная тенденция, очередная кампания по борьбе за равные права, возвращение «эры матриархата», новая волна феминизма, или насущная потребность нынешнего времени?

По данным многих исследований, проведенных в мире на эту тему, компании, в составе cоветов директоров которых присутствует не менее трех женщин, имеют гораздо более высокие показатели эффективности по всем направлениям. Об этом говорит и исследование Women MatterGender Diversity, a Corporate Performance Driver, опубликованное McKinsey в октябре 2007 года. В аналитическом отчете на примере 101 крупнейшей корпорации из Европы, Америки и Азии показана прямая связь между наличием «критической массы» женщин в управлении (три и более) и более высокими экономическими показателями этих компаний. На аналогичные результаты указывает исследование под названием The Bottom Line: Corporate Performance and Women’s Representation on Boards (2007). В фокусе этого отчета Catalyst - вопросы влияния гендерной диверсификации на повышение показателей эффективности  компаний из списка Fortune 500. Причем данные наблюдения действительны для компаний, работающих в самых разных отраслях и сферах деятельности.

Более того, в исследовании Groundbreakers, проведенном Ernst&Young в 2009 году, выдвигается гипотеза о том, что диверсификация – это стратегия, и сбалансированность управленческих команд (в частности, гендерная) - вопрос конкурентного преимущества не только компаний, но и стран в целом. Тем не менее, если мы посмотрим на представительство женщин в высшем руководстве, то увидим, что их число по-прежнему весьма невелико. Причем заметим, что Россия занимает здесь далеко не последнее место по участию женщин, например,  в советах директоров компаний. Мы находимся где-то в середине списка, опережая многие развитые страны, такие как Австрия, Нидерланды или Япония. Более того, если верить результатам исследования Grant Thornton Survey, которое проводилось в 2009 году консалтинговой компанией Grant Thornton, Россия уступает лишь Филиппинам по числу женщин, занимающих руководящие посты.  

Подробнее изучив  вопрос, мы действительно увидим много женщин на ответственных постах. По данным исследования PricewaterhouseCoopers и Ассоциации менеджеров России «Карьерные возможности женщин в сфере бизнеса», выпущенного в 2010 году,  90% всех главных бухгалтеров в России – женщины,  около 70% руководителей департаментов по человеческим ресурсам - тоже женщины. Много женщин и среди директоров по маркетингу. Эти должности, безусловно, предполагают высокую степень ответственности, часто - наличие большого числа людей в подчинении. Но если мы посмотрим на «уровень принятия решений» в компаниях, то увидим здесь значительно меньше представительниц прекрасного пола. Так, по сведениям PricewaterhouseCoopers, среди генеральных директоров компаний в России - 9% женщин, среди председателей совета директоров  - 4%, а среди президентов - 3%. Малым утешением нам служит то, что такая картина характерна  и для очень многих развитых стран мира, например, США.

Вслед за многими исследователями мы задаемся вопросом: в чем причина столь незначительного присутствия женщин на высших постах управления? Кто или что мешает их продвижению, карьерному росту? Существует ли проблема пресловутого «стеклянного потолка», или этот барьер устанавливает сама женщина? Есть ли у нас свои, национальные особенности диверсификации, или мы идем в ногу с другими странами мира?

Вот еще один пример. Россия по-прежнему «впереди планеты всей» по уровню образования. По данным Росстата на ноябрь 2007 года, 27% всех работающих у нас имеют высшее образование, причем 61% из них – женщины. Значит, дело не в недостатке образования, хотя принято считать, что это один из главных барьеров на пути карьерного роста во многих странах. Другой вопрос, насколько эффективно в экономике используется такой высокий уровень образования населения.

Приведем здесь цитату из исследования Groundbreakers, проведенного в 2009 году Ernst&Young. «Мы говорим об эффективности, поскольку страны, которые не могут оптимизировать свои человеческие ресурсы, недополучают доход на средства, инвестированные в человеческий капитал. Например, общий уровень образования женщин растет, но вы не видите их на тех постах, где они могли бы в полной мере использовать свои знания, следовательно, нет дохода на эти огромные инвестиции. И аналогично этому – корпорации, которые тратят время и деньги на женщин, а затем теряют их, не оптимизируют свои активы», - отмечает Лаура Лисвуд, старший советник Goldman Sachs, соучредитель и генеральный секретарь Совета женщин-мировых лидеров - организации, объединяющей нынешних и бывших женщин президентов, премьер-министров, глав правительств.

В настоящем исследовании мы и пытались определить факторы, способствующие или препятствующие карьерному росту (в частности, женщин) в России, услышать мнение самих руководителей о том, что им мешало или помогало при продвижении наверх, узнать, насколько сильно влияют общество, сложившиеся стереотипы на выбор жизненного пути и расстановку приоритетов. Представительная по численности и географии выборка позволила сделать некоторые выводы о тенденциях, существующих в современном российском обществе, и попытаться найти пути решения ряда проблем. В ходе работы были высказаны очень интересные, часто парадоксальные мнения. Наряду с весьма предсказуемыми результатами, мы получили неожиданные и даже шокирующие ответы.

Выражаем глубокую благодарность всем организациям и лицам, поддержавшим этот проект, принявшим участие в его разработке, реализации, обсуждении. Благодарим всех руководителей, которые дали глубинные экспертные интервью, а также – респондентов из регионов России, ответивших на наши вопросы.

Приглашаем всех заинтересованных лиц к обсуждению полученных результатов, к открытому обмену мнениями.

Данное исследование является интеллектуальной собственностью НП «Комитет 20», поэтому просим при цитировании, использовании любой информации, содержащейся в брошюре, ссылаться на источник.

Елена Федяшина,  

исполнительный директор НП «Комитет 20»,

руководитель проекта

Оставить комментарий