Ассоциация женщин-лидеров бизнеса «Комитет 20»
Год основания — 2002
rus | eng

Барьеры на пути построения карьеры

И мужчины, и женщины, заинтересованные в карьерном росте, идут к намеченной цели или пересматривают приоритеты, принимая во внимание множество субъективных факторов. Давление семьи и знакомых, ожидания окружения, внутренняя неуверенность, а также стереотипы, заложенные воспитанием, значительно корректируют карьерные устремления.

Общие барьеры

Как выяснилось, самым серьезным препятствием при построении карьеры многие респонденты считают отсутствие нужных связей и протекции (43%), хотя только половина опрошенных указывают на то, что именно деловые связи сыграли ключевую роль в развитии их карьеры. Среди менее значимых факторов - наличие гендерных стереотипов (19%), отказ в продвижении со стороны руководства (18%), отсутствие ориентации на построение карьеры (11%), а также давление семьи и друзей (8%).

В качестве барьера к построению карьеры руководители-мужчины чаще женщин упоминают нехватку связей и протекции (55% против 35%). Для них этот фактор является ключевым, тогда как для женщин лишь входит в тройку основных, наравне с недостаточным уровнем образования и опыта (34%) и наличием других интересов помимо работы (31%).

Гендерные стереотипы (24% против 5%) и отказ в продвижении со стороны руководства (23% против 3%) в качестве барьеров к построению карьеры чаще встречаются в российских, чем в иностранных компаниях. Это подтверждается результатами глубинных интервью, участники которых подчеркивали, что российский бизнес изначально был ориентирован на руководителей-мужчин, что связано с общей структурой бизнеса в России и преобладанием среди руководителей людей с техническим образованием.

Препятствия в карьере женщин

По результатам исследования, большинство опрошенных руководителей вне зависимости от пола, региона проживания и компании, в которой работают, признают наличие как внешних, так и внутренних барьеров к построению карьеры женщинами.

Отвечая на вопрос о внешних, не зависящих от женщины факторах, мешающих ей сделать карьеру, респонденты называют следующие ключевые барьеры:

  • близкое окружение/семья, способные подавить стремление женщины строить карьеру (54%);
  • существующие негативные стереотипы в отношении женщины-руководителя (53%);
  • распространенность неформальных договоренностей, заключаемых в типично «мужских» местах (35%).

Интересно, что, говоря о личных барьерах (вопрос «Что Вам мешало/мешает делать карьеру?») фактор «Давление семьи/друзей» указали только 6% руководителей-женщин, тогда как в качестве типичного внешнего барьера для женской карьеры данный фактор указали 50% тех же участниц опроса.

Мужчины в качестве внешних барьеров к построению карьеры женщинами чаще упоминали близкое окружение/семью (60% против 50%), существование негативных стереотипов в отношении женщины-руководителя (67% против 43%), тогда как женщины чаще указывали на распространенность неформальных договоренностей (38% против 29%), предъявление к ним больших требований, чем к мужчинам (27% против 7%).

Последний фактор чаще упоминался представителями иностранных компаний (27% против 16%) и крупного бизнеса (30% против 14%). При этом глубинные интервью показали, что ощущение повышенных требований к себе – скорее внутреннее убеждение женщин. Большинство участвующих в исследовании женщин-руководителей отмечали, что эта планка задается ими самими – для того, чтобы доказать, что ты лидер, тебе приходится быть «выше», чем другие.

Участники исследования видят следующие внутренние барьеры, препятствующие карьере женщин:

  • убежденность самих женщин, что их удел – это семья, тогда как работа вторична (42%);
  • возможности для реализации себя не только в работе, но и в семье (40%);
  • совершение «отхода назад» в карьере (декретный отпуск) (40%);
  • недооценка женщинами своего лидерского потенциала (40%).

Женщины чаще мужчин в качестве внутренних барьеров называли:

  • недооценку своего лидерского потенциала и отсутствие веры в успех (50% против 24%);
  • неумение правильно подать себя при продвижении наверх (37% против 6%).

О неумении «продавать» себя чаще говорили также представители российских компаний (30% против 11%) и крупного бизнеса (35% против 20%). Глубинные интервью подтвердили, что во многих случаях желание «делать карьеру в семье, а не на работе» довольно часто останавливает женщину на пути продвижения (отмечались случаи, когда женщины сами отказывались от предлагаемой высокой позиции).

«Мужское» общество

По мнению участников глубинных интервью, на продвижение женщин в значительной степени влияет сложность участия в переговорах, которые проходят в неформальной обстановке. Формат таких встреч подразумевает участие в «чисто мужских мероприятиях», которые не всегда комфортны для женщин:

«У нас в России этакое «мускулистое» общество. С точки зрения выстраиваемых отношений и бизнес-контактов у нас много  мужских мероприятий, которые позволяют социализироваться мужчинам-руководителям, но форматов, которые позволяют социализироваться женщинам-руководителям, нет» (женщина, заместитель генерального директора, крупная российская энергетическая компания).

Почему российские женщины недооценивают собственный потенциал

Качественный этап исследования подтвердил также, что большим барьером для женщины на пути к успеху является ее внутреннее состояние, неверие в себя и (возможно, как следствие) неумение правильно подать себя и свои идеи.

«Я считаю, что объективный фактор – это неверие большинства женщин в то, что именно этот проект может быть успешен. Потому что у нас очень мало женщин-руководителей. Если вы даже посмотрите на нашу Думу, наше правительство, наш крупный бизнес, женщины говорят: «Ну, и что? Будешь там бегать, и на тебя будут все смотреть как на…, отпихивать ногой задней» (женщина, заместитель генерального директора, крупная российская энергетическая компания).

Как показывает исследование, женщины сами не всегда готовы бороться со стереотипами, которые навязывает им общество, вследствие чего отказываются от активного стремления продвигаться по службе. В результате по-настоящему успешными лидерами становятся только те женщины, которые в большей степени готовы к этим препятствиям и сложностям.

Воображаемый предел

При прочих равных условиях компании склонны делать ставку на топ-менеджеров мужского пола. Мужчин-лидеров часто считают более надежными партнерами и прирожденными управленцами, а женщин – непредсказуемыми и подверженными смене настроений. Подобные установки нередко определяют логику поведения и самой женщины, и ее окружения.

Несмотря на наметившийся позитивный сдвиг, в некоторых случаях двигаться вперед мешают внутренние барьеры и заложенные в детстве ценности, которые нередко определяют выбор не в пользу бизнес-амбиций. Участники глубинных интервью подметили важный феномен – разговоры о препятствиях и барьерах на пути женской карьеры нередко используются в качестве оправдания. Гораздо легче сказать, что так сложилась жизнь, чем признать, что отказ от повышения был вызван личными опасениями или попросту нежеланием двигаться по карьерной лестнице. По наблюдениям опрошенных, некоторые женщины делают осознанный выбор в пользу семьи, часто не видя возможности одинаково успешно совмещать карьеру и домашние обязанности.

«Да, у многих женщин карьерный рост чем-то ограничен. Но чаще всего собственным желанием. Много раз встречал женщин, которые просто не хотят идти дальше в карьере. Во многом потому, что у женщин-руководителей больше проблем с семьей, их это и страшит. Не все женщины готовы больше времени проводить на работе в связи с увеличением своих обязанностей» (мужчина, генеральный директор УК, заместитель генерального директора крупной энергетической компании).

Оставить комментарий