Ассоциация женщин-лидеров бизнеса «Комитет 20»
Год основания — 2002
rus | eng

Заключение

Объективные достижения и выдающиеся личностные качества, безусловно, необходимы для карьерного продвижения в России. Однако, как показало исследование, этого не всегда бывает достаточно. Руководители, мужчины и женщины, борются за место под солнцем в одинаковой среде, но в разных условиях. Путь к намеченной цели осложняют внутренние и внешние барьеры. На продвижение по карьерной лестнице прямо и косвенно влияют также традиции и стереотипы.

1. Данное исследование отчетливо показало, что главными факторами своего карьерного успеха российские руководители - как мужчины, так и женщины, - считают профессионализм и компетентность, личностные характеристики и лидерский потенциал, целеустремленность, а также качество образования. Эти факторы традиционно признаются  основными «двигателями» успеха и менеджерами во всем мире. 

Не последнюю роль в карьере российских управленцев играют удача и поддержка мудрого наставника, внимание окружающих и материальные стимулы. Однако, поддержка внешнего окружения имеет в России свои «национальные особенности». Важность наличия деловых связей для успешного продвижения по службе отметили 46% респондентов, причем руководители-мужчины придают этому фактору большее значение, чем женщины (55% против 41%).  

К особым стимулам, которые мотивируют нацеленных на карьеру женщин, можно отнести стремление преодолеть гендерные стереотипы, доказать себе и окружающим свою состоятельность как руководителя. Несомненно, для этого необходимы выдающиеся личностные качества, которые отмечают практически все респонденты-женщины (99% против 89% мужчин).

2. Исследование выявило существенные отличия в подходах к ведению бизнеса, подбору руководящих кадров и управлению карьерой в российских и иностранных компаниях. Так, наличие деловых связей гораздо менее значимо для карьеры в иностранных компаниях (35% против 50% в российских организациях).  Гендерные стереотипы и отказ в продвижении со стороны руководства чаще встречаются в российских, чем иностранных компаниях (24% против 5%) и (23% против 3% ) соответственно.

Такие особенности, очевидно, и обусловливают тот факт, что по сравнению с работниками российских предприятий сотрудники иностранных компаний чаще делают карьеру целенаправленно, а не под влиянием внешних обстоятельств (81% против 68%).

Опрошенные представители российского и иностранного бизнеса по-разному воспринимают присутствие женщин в управлении. 84% респондентов, работающих в иностранных компаниях, согласны с тем, что в управлении обязательно должны принимать участие женщины. Среди респондентов из российских компаний такого мнения придерживаются только 52%. Разница восприятий, очевидно, обусловлена особенностями бизнес-среды. Многие иностранные компании активно развивают специальные программы, направленные на поддержку молодых женщин и развитие их лидерского потенциала. Российский бизнес в этом направлении делает пока первые шаги, и даже на самом высоком уровне корпоративного управления давление предрассудков в отношении женщин-руководителей все еще ощущается довольно остро.

3. К сожалению, мы вынуждены отметить, что в российском бизнесе по-прежнему сильное влияние имеют стереотипы, сложившиеся в отношении женщин - руководителей. Так например, 45% участников опроса согласны с утверждением о том, что карьера и полноценная семейная жизнь для женщины несовместимы, а 36% уверены, что на пути к успеху в бизнесе «женщина перестает быть женщиной».

Действительно, до сих пор в практике российских рекрутинговых агентств нередки случаи, когда компании, делая заявку на подбор руководителя высокого ранга, специально оговаривают, что готовы рассматривать лишь кандидатов-мужчин. Глубинные интервью и результаты количественного исследования указывают на то, что и сейчас наблюдается разделение на «мужские» и «женские» виды работ, причем работа руководителя признается  большинством респондентов как «мужская», а треть респондентов (31%) считают женщину-руководителя «скорее исключением из правил».

По-прежнему наблюдается предвзятое отношение в оценке  лидерских качеств женщин, что, безусловно, осложняет их  карьерный рост. Так например, респонденты считают, что женщина-лидер «занимает недостаточно жесткую позицию» (29%), «может быть успешна только в традиционных для нее сферах» (21%) и «не готова идти на риск при принятии решений» (32%).

Изменения гендерного состава в руководстве большинства компаний происходит крайне медленно, наше общество сильно держится за традицию восприятия женщины  только как «хранительницы домашнего очага». Наиболее серьезные внутренние барьеры женщины в продвижении по карьерной лестнице связываются, в первую очередь, с необходимостью заниматься семьей. Стремление достичь уважения и признания окружающих все еще воспринимается многими как бунт, как попытка сломать эти предубеждения. Женщине, разрывающейся между домом и карьерой, между рабочими и семейными обязанностями, не имеющей зачастую поддержки ни  ближайшего окружения, ни коллег, постоянно приходится доказывать себе и окружающим, что она – хороший руководитель и достойна занимаемой должности. При этом, примеряя на себя «мужскую роль», не каждая женщина-руководитель готова заниматься семьей как «проектом», совмещая семью и карьеру, либо она не знает, как это можно сделать. Тем не менее, примеры успешных женщин-управленцев в российских компаниях говорят о том, что эта задача реализуема.

Сомнений нет в том, что конкурентное преимущество компаний и нации в целом сегодня как никогда зависит от компетентности и способностей сотрудников и руководителей этих компаний. Инновационность, умение создать уникальный сервис для клиентов и разнообразие этих клиентов ставят перед руководителями, работающими в новом десятилетии, непростые задачи. Готовы ли они к новым вызовам? Как планируют обеспечить устойчивое развитие организаций?

Голоса в пользу формирования диверсифицированных команд раздаются все чаще, но на практике лишь немногие руководители готовы работать с различными стилями, подходами и типами мышления. Сбалансированность в управлении является, тем не менее, насущным требованием времени. Более половины опрошенных руководителей (60%) считают, что в управлении организацией обязательно должны принимать участие женщины. По мнению участников глубинных интервью, введение нескольких женщин в правление компании может сделать менеджмент и работу компании в целом более эффективными. Компаниям в борьбе за конкурентное преимущество следует принимать этот факт во внимание.  

Борьба с гендерными стереотипами и существующими предрассудками займет не один год и даже десятилетие. Но эту работу нужно проводить уже сегодня. Затронутые в исследовании проблемы, с которыми сталкиваются руководители, разрешимы. Преодоление внешних препятствий в сочетании с усилиями, направленными на разрушение барьеров внутренних, планомерно изменит сложившуюся ситуацию. Создавая программы гендерного воспитания в школах, университетах,  рассказывая об историях успеха, реализуя специальные программы для женщин-руководителей и тех, кто еще стоит в самом начале своего профессионального пути,  мы сможем положительно повлиять на динамичное развитие России в целом.

Оставить комментарий