Ассоциация женщин-лидеров бизнеса «Комитет 20»
Год основания — 2002
rus | eng

Мотивы движения по карьерной лестнице

Движущие силы при построении карьеры женщин и мужчин во многом схожи, хотя присутствуют и заметные различия. Как правило, мужчины делают карьеру, потому что не видят другого способа реализовать себя и оправдать ожидания окружающих. Успешная женщина-лидер все еще воспринимается как исключение из правил, однако, ориентируясь на карьерный рост, женщины крайне рациональны. Компании, развивающие практики женского лидерства, используют этот потенциал и добиваются хороших результатов, выстраивая сбалансированные команды профессионалов.

Лидерство как осознанный выбор

В ходе исследования выяснилось, что большинство руководителей стремились занять позиции лидера осознанно, причем деньги при построении карьеры - не всегда ключевой мотив. Финансовое благополучие во многих случаях не первостепенно и воспринимается как дополнение к формальному признанию достижений профессионала.

Основные мотивы построения карьеры, озвученные респондентами:  

  • стремление к свободе и независимости в материальном плане (93%);
  • стремление к свободе и независимости в профессиональном плане (91%);
  • стремление к самореализации (91%);
  • стремление к профессиональному росту (91%).

Жажда власти и признания – также важные стимулы построения карьеры для значительной части опрошенных:

  • уважение, признание окружающих (75%);
  • желание иметь контроль над ситуацией (74%);
  • стремление к лидерству, руководству (70%).

Денежный интерес (стремление к богатству) был упомянут 61% респондентов.

 

Сотрудниками иностранных компаний, по сравнению с представителями российского бизнеса, чаще движет мотив стремления к лидерству (78% против 66%) и признанию со стороны окружающих (84% против 72%), но реже – мотив получения свободы и независимости в профессиональном плане (84% против 93%).

На этапе качественного исследования выяснилось, что, помимо «денежного вопроса», для респондентов обоих полов основным стимулом при построении карьеры , в первую очередь, является интерес к делу, стремление влиять на бизнес-процессы, потребность реализовать свои идеи, свое видение работы компании.

…..

 

Сходства и различия в карьерной мотивации женщин и мужчин

Руководителями-женщинами чаще, чем мужчинами, движет желание реализовать свои лидерские качества и удовлетворить свои бизнес-амбиции - стремление к лидерству и руководству (76% против 60%), желание получить уважение и признание со стороны окружающих (81% против 66%).

Основные гендерные различия в мотивации строить карьеру во многом обусловлены социальными ожиданиями. Мужчины склонны объяснять свою мотивацию, апеллируя к независимости, которую дает руководящая роль, большей ответственности, профессиональным интересам. Однако среди значимых для мужчин мотиваторов, о которых они не говорят напрямую, есть властные амбиции, желание управлять людьми и оказывать влияние на процессы в компании. С точки зрения женщин, мужчина стремится сделать карьеру, потому что «иначе нельзя». К тому же это практически единственный способ доказать всем и себе свою успешность.

В то же время женщина, зачастую, не ограничена подобными рамками социальных ожиданий, поэтому не пытается во что бы то ни стало продвинуться в должности. И ее карьерные устремления более гибкие – женщина может себе позволить делать не только вертикальную карьеру, но и расширять пределы своей компетенции в рамках горизонтальной карьеры. Более того, практически все женщины-лидеры, опрошенные в ходе данного исследования, отмечали, что успешное карьерное продвижение во многом было обусловлено именно гибкостью, умением не «зацикливаться» на карьерном росте, а использовать те шансы, которые предоставляет ситуация.

«Женщины управляют своей карьерой интуитивно. С одной стороны, они используют все возможности, но, с другой стороны, не так стремительно идут к выбранной цели. А перед мужчиной одна цель – карьера. И он понимает, что если до 35 он эту цель достигнет, то ему ничто не помешает после 35 выполнить все остальные задачи, например, семью завести. А у женщин ожидания от общества предполагают большее множество целей – и семью завести, и детей родить, и еще, возможно, как-то реализоваться в качестве профессионала» (женщина, генеральный директор российского подразделения крупной международной корпорации, производство).

Оставить комментарий